Люди научились договариваться так же давно, как научились спорить, поэтому, с одной стороны, медиация не является чем-то сверхъестественным. Многие из нас обладают определенными навыками ведения переговоров благодаря своему жизненному опыту. С другой стороны, в мире сформировалось четкое понимание того, что профессиональному медиатору необходимо пройти обучение для освоения навыков особой технологии разрешения спора, приводящей стороны конфликта к урегулированию разногласий.

Часто стороны сами не понимают, что соответствует их интересам: они сосредоточены на конфликтной ситуации, а не на более широком понимании проблем; в других случаях стороны намеренно скрывают свои интересы, опасаясь, что их раскрытие может обнажить слабости или из опасения, что раскрытие такой информации позволит другой стороне злоупотреблять ею; иногда позиции могут быть обусловлены гневом и другими эмоциями, затрудняющими объективное понимание ситуации. Медиатор может попытаться объяснить сторонам важность раскрытия своих интересов или пригласить их на индивидуальные встречи, если есть основания полагать, что стороны не хотят сообщать о своих интересах друг другу.

Медиаторы — это специалисты, обладающие навыками, позволяющими понимать причины возникновения и динамику развития конфликтов, помогать сторонам в разрешении споров. Умение медиатора улучшить взаимоотношения между сторонами, нейтрализовать негативные эмоции, вызванные конфликтом, помочь сторонам спора повысить продуктивность переговоров и прийти к взаимовыгодному соглашению, делает медиацию незаменимым средством урегулирования самых сложных споров. а задача медиатора, скорее, состоит в том, чтобы помочь сторонам увидеть проблемы как можно более объективно и всесторонне, сделать разумные, продуманные шаги.